История школы

История лицея

48Датой рождения школы № 22 считается 1926 год. После окончания гражданской войны надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. По всей стране идёт работа по борьбе с неграмотностью, молодёжь осваивает рабочие профессии. Повсюду создаются фабрично-заводские49 школы-семилетки. Именно тогда по решению Иваново-Вознесенского губернского отдела народного образования здание бывшей усадьбы фабриканта С.Н.Полушина со всеми прилегающими территориями по адресу: ул. Дзержинского (бывшая Сретенская) 36/8 было отдано под функционирование фабрично-заводской школы-семилетки. Директором школы назначается Николай Дмитриевич Кузмичев. Особняк, флигель слева от ворот, конюшня, каретный сарай, деревянная изба на заднем дворе, цветники, сад и огород – теперь территория школы.

50Особняк построен в 1905 году по проекту местного архитектора С.В. Напалкова в стиле классицизма с элементами эклектики. Снаружи он украшен античным орнаментом на наличниках окон, двумя балконами. В нижнем этаже расположены три сообщающиеся с помощью арок зала: первый зал украшен в античном стиле, второй – с преобладанием барокко, третий – в стиле модерн. Мраморная лестница, ведущая на второй этаж, украшена кованой решёткой в стиле модерн. Перед входом на лестницу расположен камин.

И в этом дореволюционном особняке в 1926 году разместилась ФЗС (фабрично-заводская семилетка), где подростки и молодёжь получали основное образование и обучались ремёслам, рабочим профессиям: столяр, плотник, каменщик, штукатур, сапожник, портной, повар, швея, ткач и др. В особняке расположились классы, в бывшей конюшне и каретном сарае – ремесленные мастерские: для девочек кабинеты кулинарии и швейного дела, для мальчиков – столярная и слесарная мастерские с верстаками и деревообрабатывающими и металлообрабатывающими станками.

Конечно, особняк фабриканта и его конюшня с каретным сараем не предназначались для размещения в них учебного заведения. Все помещения были с трудом приспособлены под школу. Парадный вход в большое здание был закрыт, входили через хозяйственный блок. Там было маленькое фойе и раздевалка. Затем длинный коридор, направо от входа располагались кабинет немецкого языка, кабинет директора, кабинет завучей. Большая рекреация первого этажа со старинным зеркалом, доставшимся школе в наследство от фабриканта, была приспособлена под столовую с раздачей школьных завтраков без подогрева.

51

По воспоминаниям выпускников школы, в ней царила особая атмосфера взаимопонимания, сердечности, доброты, было чувство общего дома, семьи. Красота архитектуры и внутреннего убранства большого здания в какой-то степени формировали эстетические вкусы воспитанников школы.

52В 1935 г. школа ФЗС была преобразована в городскую школу № 8. Директором её был назначен Иван Петрович Пичугин. В 1939 году по его инициативе в школе создана первая комсомольская организация. А в первые дни войны он добровольцем ушёл на фронт, служил старшим политруком и погиб в самом её начале, в октябре 1941года.

В 1941-1942 годах усадьбу заняли штабы формировавшихся в Иванове 332-й стрелковой дивизии имени М.Фрунзе и 117-й стрелковой дивизии. Занятия со школьниками проводились на квартирах учителей и некоторых учеников, в помещениях красных уголков близлежащих многоквартирных домов, а также в здании школы № 47, находившейся в соседнем дворе. Учились в три смены, а после уроков ребята и учителя ухаживали за ранеными в эвакогоспитале № 1070, расположившемся в соседнем здании (ныне главный корпус Ивановского государственного университета). Летом 1942 года учителя и учащиеся школы помогали в колхозах Небыловского района (Цибеевский сельский Совет) на уборочных работах.

В 1943 году школа вновь вернулась в особняк на ул. Дзержинского, ей был присвоен № 22. По постановлению правительства в городах создаются мужские и женские средние школы, так как мальчики должны изучать военное дело. Школа насчитывала более 1000 учеников, снова занимались в три смены, а вечерами старшеклассники разгружали на вокзале вагоны с дровами и возили их в школу на санках. Городской отдел народного образования подобрал для мужской школы № 22наиболее сильных учителей. Директором был назначен фронтовик, бывший комбат, уволенный из армии после тяжёлого ранения, Александр Михайлович Булин. Сначала он преподавал военное дело, а затем географию. Директором прослужил 26 лет: с 1943 по 1948 и с 1954 по 1975. Учителем географии был до 1984 г. Имел почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

53В годы Великой отечественной войны многие учителя и учащиеся школы были призваны на фронт, вернулись лишь некоторые. Имена погибших навечно вписаны в историю школы.

С 1943 до 1954 год школа была мужской, в последующие годы, с 1954 по 1975, - общеобразовательной политехнической с производственным обучением. Уже в эти годы особое внимание в школе уделялось математике и естественным наукам, физике и химии: проводились математические олимпиады, предметные вечера, а почти все учащиеся поступали в высшие технические учебные заведения Иванова, Москвы, Ленинграда.

C 1975 по 1982 год школой руководил Борис Иванович Дёмин, который пришёл в школу учителем технологии, затем стал заместителем директора по воспитательной работе, а в 1975 году заступил на пост директора.

С 1983 по 1987 год школу возглавлял её бывший ученик Сергей Васильевич Мотырев, воспитанник А.М.Булина, учитель русского языка и литературы.

1 сентября 1987 школа № 22 была объединена с начальной школой № 8 и ребята приступили к занятиям в новом здании на54 ул. Академика А.И.Мальцева. С 30 августа 1987 года директором школы стал Виктор Михайлович Самсонян, до этого начальник городского отдела народного образования.

Став директором школы № 22, он поддержал инициативу Ивановского государственного университета о создании учебно-научно-педагогического комплекса «Университет-школа», а затем выступил с инициативой создания на её базе лицея. Привлечение преподавателей ИвГУ, кафедры педагогики во главе с Т.А.Вороновой позволило реализовать эти идеи. С 01.01.1991 г. решением исполкома г.Иваново средняя школа № 22 переименована в школу-лицей № 22, а в 1999 г. – в лицей № 22. Тамара Александровна Воронова и сегодня является научным руководителем лицея, вдохновителем коллектива. Так ивановский лицей № 22 первым в городе и одним из первых в стране приступил к реализации профильного обучения.

Высокое качество преподавания, профильное обучение, инновации в образовательном процессе – всё это способствовало тому, что в 2003 году коллектив лицея был награждён грамотой Российской академии образования «За выдающиеся успехи учащихся, проявленные в рамках сравнительного международного исследования качества знаний PISA», и лицей вошёл в пятёрку лучших школ России. Лицей № 22 трижды (2006, 2007, 2008 г.г.) одержал победу в Федеральном конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (ПНПО). «Элитная школа. Открыта для всех» - под таким заголовком вышла статья о лицее в федеральной прессе.

55-После ухода В.М. Самсоняна в 2012 году на заслуженный отдых директором лицея №22 с января 2013 года назначена Изольда Владимировна Рожкова, которая с 1999 года работала в лицее заместителем директора. Теперь на ней лежит ответственность за сохранение лучших традиций образовательной организации и её развитие, имеющей столь богатую историю. В лицее многое делается для продолжения лучших традиций школы, упрочения корпоративного духа, создания современной образовательной среды.

Сейчас муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 22» - 56- вторая по численности образовательная организация среди школ области, которая размещается в двух корпусах. В ней работают 84 высокопрофессиональных педагогов (подробнее можно посмотреть здесь) и учатся 1419 учащихся. Лицей № 22 - это просторные светлые классы с необходимым техническим оснащением, специализированные предметные кабинеты, сенсорные комнаты, новый музей с виртуальной экспозицией.

Под руководством И.В.Рожковой педагогический коллектив бережно хранит лучшие традиции лицея, преумножая их, и добивается высоких результатов в образовании и воспитании обучающихся (подробнее можно посмотреть здесь):

572015 г. - лицей вошел в ТОП-100 лучших организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки в профильных областях (биолого-географический профиль) (по данным рейтинга Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО) при содействии Министерства образования и науки РФ);

2015, 2016 г.г. - лицей вошел в ТОП-500 лучших школ России, обеспечивающих качественное общее образование и высокие возможности развития способностей школьников и продемонстрировавших высокие образовательные результаты.

58


2014, 2017 г.г.лицей включён в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;

2015 г. - за высокие достижения и результаты образовательной деятельности лицей представлен на страницах Современной энциклопедии «Интеллектуальный потенциал Российского образования»;

592015 г.лицей вошёл в 10 лучших школ России на Первом Всероссийском конкурсе организаций, развивающих ученическое самоуправление;

- лауреат (3 место) Первого Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций, развивающих ученическое самоуправление;

2015 г.победа на Всероссийском конкурсе лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием в номинации «Лучшая практика работы Совета учащихся образовательной организации»;

2016 г. - присвоение звания «Школа – лаборатория инноваций» (по результатам участия во Всероссийском конкурсе, организованном издательством «Эффектико» (г. Москва));

2017, 2018, 2019 г.г. - благодарности за внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс школы, включение в ТОП инновационного ресурса «ЯКласс», разработанного при поддержке Инновационного центра «Сколково» и Фонда развития интернет-инициатив при президенте Российской Федерации;

- первая позиция в рейтинге резидента инновационного центра «Сколково» среди организаций, реализующих образовательную деятельность с применением цифрового ресурса «ЯКласс» в Ивановской области;

        60- 2020 г.победа на Всероссийском конкурсе организаций «ЛидерыОтрасли.РФ».

 

Сотрудничество с ключевым партнером МБОУ «Лицей № 22» – Ивановским государственным университетом – по-прежнему продолжается,о чём заключен Договор о сотрудничестве 2016 г., пролонгирован в 2019 г., и вышло на новый уровень – создан научно-образовательный центр «Университет – лицей 22: открытое пространство возможностей» (2017 г.).

МБОУ «Лицей № 22» - региональная пилотная площадка по опережающему введению федеральных государственных образовательных стандартов: с 2009 года на уровне начального общего образования, с 2013 – основного общего образования, а с 2018 – на уровне среднего общего образования. В настоящее время на базе лицея работает муниципальный ресурсный центр по вопросам введения ФГОС. Проводятся семинары, конференции регионального и всероссийского уровня, готовятся многочисленные публикации.

В старшей школе имеется богатый опыт реализации профильного образования, отдельные курсы ведут вузовские преподаватели. Приоритетными являются математическое и естественнонаучное направления, хотя и гуманитарной подготовке лицеистов уделяется большое внимание. Сейчас осваивается такой важный компонент новых стандартов, как «Индивидуальный проект».

В муниципальном рейтинге общеобразовательных учреждений по итогам муниципального мониторинга оценки качества образования лицей неизменно занимает лидерские позиции.

Лицей является лидером предметных олимпиад, результаты учащихся, полученные на едином государственном экзамене, по многим предметам выше, чем в целом по России.Ежегодно на ЕГЭ по различным предметам более 25% выпускников МБОУ «Лицей № 22» демонстрируют результаты, превышающие 80 баллов, более 8% – результаты, превышающие 90 баллов. Выпускники лицея ежегодно достигают высших результатов на ЕГЭ - 100 баллов по различным предметам. 95-100% выпускников поступает в высшие учебные заведения г. Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова и других городов Российской Федерации.

Современная школа – это и современная система соуправления, в которую во главе с директором включаются все субъекты образования: управленческая команда, учёные университета, учителя, ученики и их родители. Все вместе они решают самые важные вопросы жизни лицея, второго дома, как с любовью называют его и ученики, и учителя.

 

 

Гимн Лицея № 22

1. Без дружбы на свете нам всем не прожить.

Без знаний нет в жизни дороги.

Давайте учиться, давайте дружить

И школьники, и педагоги.

Припев:

Лицей – это братство, лицей – это жизнь!

Лицей – это то, что так свято!

Давайте учиться, давайте дружить

Мы вместе, мы рядом, ребята!

 

2. Дорогой героев мы будем идти,

Стремиться должны к высотам

Лицейское братство - начало пути,

В жизни нам точка отсчета

Припев.

Лицей – это братство, лицей – это жизнь!

Лицей – это то, что так свято!

Давайте учиться, давайте дружить

Мы вместе, мы рядом, ребята!

 

48

 

 

ПОС

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Поиск ...

Цитата дня

Авторизация

Яндекс.Метрика